Top.Mail.Ru
Юбилей завода сборного железобетона №6

Заводу сборного железобетона №6 в юбилейный год Победы над фашистскими захватчиками исполняется 85 лет. Это одно из старейших предприятий строительной отрасли города Омска, работа которого началась еще в предвоенные годы. Оно продолжает трудиться по сей день не только в своем родном городе, но и во многих городах Сибири и ближнего зарубежья.

В нескольких очерках мы постараемся рассказать вам о том, как проходило становление ЗСЖБ №6, как ему работалось в разные годы, какие этапы он прошел за 85 лет.

В предвоенном 1940 году ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР принимали ряд мер по повышению обороноспособности страны и в частности по укреплению авиационной промышленности, способной выпускать боевую технику. Началось строительство крупных предприятий в Сибири, для чего потребовалось создание соответствующей строительной базы. Приказом Наркома авиационной промышленности №175 от 27 июня 1940 года в г. Омске на базе ОКСа завода №166 был образован Государственный Союзный строительно-монтажный Трест №2.

Уже в августе 1940 года были построены деревянные засыпные корпуса механических и столярных мастерских на месте пустыря и конюшен, расположенных между ныне существующих Комсомольским городком, 1-й Железнодорожной, 11-й и 17-й Рабочими улицами. Это был участок подсобных предприятий (УПП) Треста №2 для производства строительных работ (приказ №2 от 11 июля 1940 г. 3-А пункт 3). И.о. начальника участка был назначен Ломакин Григорий Иванович, в подчинении которого находилось всего 16 человек.

Летом 1940 года начали возводить авиа- и двигателестроительный завод №166 на территории сегодняшнего завода им. Баранова, а прямо за ним был построен аэродром, ныне пр. Космический. В декабре 1940 года заработали арматурный и бетонный цеха (производство находилось напротив ныне существующего шинного завода). Деревянное здание лесозавода с пилорамой, сушильными камерами, погонажным цехом начал работу в июне 1941 г. на территории авиационного завода.

Для строительства заводов и было создано наше строительное подразделение.

Вероломное нападение фашисткой Германии на Советский Союз и срочная эвакуация заводов с западных областей нашей Родины нарушила мирные планы заводчан. В Омск были эвакуированы авиационные заводы №156 и №81 из Москвы, которые присоединились к заводу №166. «Однако затем началась эвакуация завода №29 из Запорожья, и уже в Омске ему определили территорию завода №166, а сам этот завод переселили на соседнюю территорию недостроенного автосборочного завода. Таким вот образом завод №166 занял свое постоянное место. Кроме него мощности завода располагались на территории аэродрома в Кировске и напротив старого мясокомбината, сейчас там ОАО «Сатурн». Там, в частности, располагалось КБ, где работали Туполев, Королев, Мясищев и другие известнейшие авиаконструкторы». (Информация из статьи о заводе №166 на сайтеhttps://omchanin.livejournal.com/1192226.html)

Численность рабочих треста и УПП пополнялась за счет работников перебазированных стройтрестов из Киева, Харькова и Москвы, сформированных военкоматами строительных батальонов, а также за счет содержащихся в местном исправительно-трудовом учреждении. В январе 1942 года в тресте и УПП работало около 6700 человек, а после поручения тресту строительства предприятий нынешнего ПО «Полет» и с передачей его в систему НКВД численность достигла 10 000 человек.

Правительство ставило перед оборонительными предприятиями план по скорейшему выпуску самолетов, и строители должны были в кратчайшие сроки подготовить фундаменты под станки, возвести стены цехов, а также обеспечить всех работников крышей над головой. До конца 1941 г. были построены каркасно-засыпные бараки для 1600 человек и более 15-ти капитальных 8-квартирных домов, которые УПП обеспечивал деревянными окнами, дверьми, шкафными блоками, досками, брусьями и другими столярными изделиями. Мы до сих пор видим 2-этажные дома по ул. Б. Хмельницкого, которые были возведены в те годы самоотверженным трудом работников Треста и УПП. Они работали в две-три смены без выходных, ради Победы.

Военное время было жестким, было много ограничений, в том числе и на материалы. Например, лимиты на горючее были настолько жесткие, что автотранспорт можно было использовать только несколько дней в месяц. Создавалось катастрофическое положение, грозившее остановкой всего хода строительства. В этой обстановке большинство бензиновых автомашин в короткий срок было переоборудовано в газогенераторные. На территории УПП было организован чурочный цех механизированного производства березовой чурки для получения при её сжигании горючего газа. Это мероприятие обеспечило использование в годы войны всего автопарка треста.

Наши строители внесли свой вклад и в продукцию завода №166, которая известна многим воевавшим и тем, кто интересуется историей Великой Отечественной войны. Во-первых, это бомбардировщик Ту-2, их выпустили 80 машин. Уже 15 декабря 1941 года первый омский Ту-2 был выведен на заводской аэродром, находившейся за территорией завода (с него в дальнейшем взлетали все самолеты). Во-вторых, истребитель Як-7/Як-9 и их модификации. Это был самый массовый истребитель во времена ВОВ, всего таких самолетов было выпущено более 3000 штук. В начале 1943 года была собрана первая машина Як-9. На Яках производства завода №166 доблестно воевали французские летчики легендарного полка «Нормандия – Неман».

В 1943 г. УПП был переименован в контору подсобных предприятий КПП Треста №2 Министерства авиационной промышленности СССР Глававиастроя. В военное и послевоенное время основной задачей нашего предприятия было обеспечение строительства кирпичных домов деревянными и железобетонными изделиями. Для цехов оборонных заводов изготавливались двускатные и односкатные железобетонные балки покрытий длиной 6, 9 и 12 метров, а также армоцементные плиты для легкосбрасываемых покрытий взрывоопасных цехов. Эти железобетонные изделия изготавливались в основном на открытых полигонах с пропарочными ямами. В послевоенные годы на территории КПП постоянно вели строительство и реконструкцию цехов. Для увеличения объемов и номенклатуры выпускаемой продукции, для механизации процессов производства, для улучшения условий строительства труда рабочих выполнено столько, что трудно всё перечислить. Вот основное:

• в 1947 г. на территории, где сегодня располагается ЗСЖБ№6, построили лесозавод, три сушильные камеры, погонажный цех под деревянной крышей;

• в 1952 г. столярная, а в 1954 г. и механическая мастерские реконструированы в кирпичные цеха;

• в 1955 г. построен кирпичный бетонный цех и цех товарного бетона;

• в 1956 г. построены цех гипсобетонных перегородок, трансформаторная подстанция, часть котельной, склад цемента с металлическим силосными банками, столовая;

• в 1958 г. реконструирован погонажный цех;

• в 1959 г. – центральный склад;

• в 1960 г. – компрессорная и электроцех.

В эти же годы возведены здания над «большим» полигоном (в последствии это цех панелей перекрытий домов серии 1-335) и над «малым» полигоном (цех доборов – блоки фундаментов, балконные и карнизные плиты и т.д.).

В 1959 г. по приказу Совнархоза КПП переименована в завод сборного железобетона №2 Треста промпредприятий стройиндустрии (ЗСЖБ №2 Треста ППСИ). К 1960 г. завод почти полностью был обустроен и начался новый этап в развитии ЗСЖБ №6.

Завод и его работники 50-е гг.

Продолжение следует, следите за нашими публикациями.